Строительство Волжского автомобильного завода началось в 1967 году, первая же очередь предприятия, рассчитанная на выпуск 220 тысяч машин в год, вступила в строй уже в 1971 году. Первым автомобилем, который стал выпускать завод, стала модель ВАЗ-2101, практически полностью копирующая FIAT-124. Эта пятиместная машина задумывалась как народный автомобиль, только массовое производство которого могло удовлетворить потребительский спрос того времени. И несмотря на то что для рядового человека "Жигули" были непозволительной роскошью, в целом же задача насыщения рынка была решена.
В 1972 году выходит ВАЗ-2102 - пятидерный "универсал", который за все время выпуска вплоть до 1986 года заработал славу незаменимого помощника советского садовода-любителя - в такой кузов легко влезала и помидорная рассада, и мешки с картошкой. Одновременно с "универсалом" завод выпускает ВАЗ-2103 - более мощную и дорогую модель "Жигулей", тем не менее представляющую собой тот же FIAT-124 Speciale 1968 года выпуска. Модель же ВАЗ-2106 1976 года выпуска, собранная на основе FIAT-124 Speciale, побила все рекорды продаж и стала самой популярной машиной ВАЗ.
Одновременно на рынке 70-80-х годов производит сенсацию и модель ВАЗ-2121 - полноприводная "Нива". Сначала она с трудом продается на отечественном рынке, а затем в 1980 году получает золотую медаль на 53-й Международной ярмарке в Познани. Вышедшая же в 1984 году модель в совершенно новом форм-факторе - ВАЗ-2108 - становится эпохальным событием не только для Волжского автозавода, но и для всего советского автомобилестроения - именно начиная с "Самары" в стране налаживается массовый выпуск переднеприводных автомобилей.
В 1987 году выпускаются более "солидные" модели - пятидерный ВАЗ-2109 и четырехдверный седан ВАЗ-2199, а спустя два года внешнеторговому объединению "АвтоЛада" вручается международный приз за выход на ведущие позиции в торговле и вклад в развитие национальной экономики африканских стран. После распада Советского Союза с наступлением 90-х, как и все другие экономические отрасли страны, автомобилестроение вошло в стадию кризиса, однако уже к середине 90-х АвтоВАЗ смог снова наладить производство автомобилей.
Во многом преодолеть кризис помогла малолитражная модель ВАЗ-11113 "Ока", долгое время остающаяся самым дешевым отечественным автомобилем. На Парижском автосалоне в 1994 году компания представляет семейство автомобилей ВАЗ-2110, а через год с конвейера предприятия сходит 16-миллионный автомобиль. В 1997 году презентуются модели "2120", "2129", "2329", "2131" и "21107", а через год выходит "2111", и автомобили начинают оснащаться 16-клапанными двигателями. Сейчас АвтоВАЗ активно презентует модели Lada Priora и Kalina, сотрудничает с GM и альянсом Renault-Nissan, которому на данный момент принадлежит большая часть акций АвтоВАЗ.